ФГОС
Информация для родителей
Что такое Федеральный государственный
стандарт начального общего образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru.
Уважаемые родители!
С 1 сентября 2011 г. наша школа, как и многие российские школы, перешли на новые Стандарты начального общего образования. Новый государственный стандарт будет вводиться поэтапно, поэтому с сентября 2011 года по нему учиться начнут только учащиеся первых классов.
В чем отличие нового стандарта от прежнего, и почему образование нуждается в подобных переменах?
Прежний стандарт прописывал содержание образования: что следует изучать на уроках литературы, что - на уроках алгебры, какие произведения должны быть прочитаны, какие формулы изучены, и так по всем предметам. Целью нового стандарта является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Какие требования выдвигает новый стандарт?
Стандарт выдвигает три группы требований: требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность), требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
Что изменится в жизни школьников и их родителей с введением нового стандарта?
Родители получат возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и будут более активно вовлечены в управление школой. В стандартах появились специальные полномочия участников образовательного процесса, в соответствии с которыми в нашей школе создан школьный совет, куда вошли родители учащихся. Чем старше ступень, тем больше предполагается возможностей регулирования. Например, старшеклассники вместе с родителями будут выбирать профиль образования и сами определять, какое дополнительное образование им необходимо.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Новый образовательный стандарт разрабатывался прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни. В нём также прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.
В условиях, когда объем информации, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое.
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется не только система требований к результату образования, но и система оценивания достижений учащихся. Независимая экспертиза будет направлена на оценку результата образования при переходе четвероклассников на следующий уровень обучения. Учащиеся 4-х классов напишут итоговые работы по русскому языку и математике, а также комплексную работу на основе текста, которая позволит оценить сформированность универсальных учебных действий, умения учиться. Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Большинство учеников с 1 класса накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном портфолио. Теперь наличие подобного портфолио становится обязательным требованием!
Хотелось бы пожелать родителям терпения и выразить признательность за понимание и содействие во всех проектах и начинаниях, которые происходят сегодня в Российских школах!
Нормативные документы
Федеральный уровень
- Закон об образовании.
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".
- Распоряжение Правительства РФ от 07.04.2011 г. №163-р "О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы".
- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".
- Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
- Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 г. №1241 "О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования...".
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.11.2010 г. №1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования".
- Приказ Минобрнауки РФ от 24.12.2010 г. №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011 – 2012 учебный год»
- Приказ Минобрнауки РФ от 04.10.2010г №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» .
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10….»
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. №761н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.."
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.05.2011 г. №448н "О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования""
- Письмо Минобрнауки РФ от 25.02.2011 г. № 03-114 «О мониторинге ФГОС общего образования».
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 г. № 07-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта начального общего образования".
- Письмо Минобрнауки РФ от 14.07.2011 № 03-455 с выпиской из протокола заседания Координационного совета.
- Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"
- Письмо Министерства образования и науки РФ №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», скачать (.doc)
МАТЕРИАЛЫ Всероссийского семинара-совещания руководителей органов, осуществляющих управление в сфере образования, и ректоров учреждений дополнительного профессионального педагогического образования субъектов Российской Федерации "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОРЯДКА ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ" (скачать)
Региональный уровень
Приказ Министерства образования Саратовской области № 1561 от 18.06.2010 года "Об апробации ФГОС НОО в ОУ Саратовской области в 2010 - 2011 учебном году" (скачать)
Региональный план - график мероприятий Министерства образования Саратовской области по переходу на ФГОС НОО (скачать)
Дорожная карта введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в муниципальных образованиях Саратовской области (скачать)
КАРТА САМООЦЕНКИ готовности общеобразовательного учреждения к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) (скачать)
План действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на период 2011-2015 годы (скачать)
«Примерная программа родительского просвещения» (скачать)